Magik-stroy.ru

Меджик Строй
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дорога 4 категории заложение откосов

Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Полоса отвода автомобильной дороги — это что?

Автомобильная дорога является объектом, принадлежащим к транспортной инфраструктуре. Предназначение ее — движение транспортных средств. Включает данный объект в себя всю совокупность земельных участков в пределах так называемой полосы отвода автодороги, а также конструктивные элементы и необходимые дорожные сооружения, расположенные на этих участках или под ними. Данные конструкции относятся к технологической части.

Предназначение автомобильной дороги — обеспечивать непрерывное, безопасное и круглогодичное движение транспорта согласно расчетных скоростей, установленных габаритов и нагрузок при заданной интенсивности движения на всем сроке службы.

Очистные сооружения для автодорог

Поверхностный сток с автомобильных магистралей может служить источником загрязнения природных вод. Для предупреждения негативного воздействия на окружающую природную среду при проектировании и строительстве автодорог предусматривают инженерные мероприятия — такие, как водоотвод, сбор и очистка поверхностного стока с автомагистрали.

К наиболее загрязненной части сточных вод с поверхности дорог относят дождевой сток, талый сток, сточные воды от мойки дорожных покрытий. Эти воды составляют до 70% годового объема стока и должны направляться на очистные сооружения автомагистрали.

Перед началом проектирования систем водоотведения и очистки проводится расчет пикового сброса сточных вод. Величина пикового сброса не должна быть меньше максимального, который наблюдался за определенный период времени.

Руководящим документом для проектирования служит СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения».

Вероятность того, что при проектировании водоотводных каналов и кюветов дорог расчетный расход воды превысит максимальный, регламентируется следующим образом:

  • 2% — для автодорог I — II категорий;
  • 3% — для автодорог III категории;
  • 4%— для автодорог IV — V категорий.

Если проектируются системы поверхностного водоотвода дорог и мостов, вероятность превышения расчетных объемов составляет:

  • 1%— для автодорог I — II категорий;
  • 2% — для автодорог III категории;
  • 3%— для автодорог IV — V категорий.

Организация водоотвода в зависимости от типа местности

  1. Особо охраняемые территории, к которым относятся зоны санитарной охраны питьевых водопроводов, водные объекты рыбохозяйственного значения с притоками 1 и 2 порядков. При этом качество очищенных стоков должно соответствовать нормативам ПДК для объектов рыбохозяйственного назначения. В этом случае необходимо предусмотреть возведение очистных сооружений, применяющих методы глубокой очистки стоков, такие как Векса-М.
  2. Водные объекты, не относящиеся к объектам рыбохозяйственного назначения, а также выпуски вод в городской черте. При этом качество очищенных стоков должно соответствовать менее строгим нормативам ПДК для водных объектов рекреационного водопользования. В этом случае выбор проводится из методов механической очистки стоков — песколовки, механические решетки, тонкослойное отстаивание.
  3. Понижения рельефа, которые не имеют прямой связи с природными водоемами. В этом случае очистка стоков ведется при помощи гидроботанических прудов или габионов. Стоки очищаются от крупного мусора, грубодисперсных взвесей, части нефтепродуктов. Сброс очищенных стоков допустимо проводить на рельеф местности.

Поверхностные сточные воды автодорог: схемы отвода

Для сбора и отвода поверхностных стоков на очистные сооружения, могут использоваться следующие конструкции: кюветы, придорожные лотки, закрытые коллекторы в пониженных участках автодорог.

Читать еще:  Чем укрепить откосы водоема

Схемы отведения воды с дорог:

  1. Схема, при которой дождевые и талые стоки свободно стекают по поверхности проезжей части на обочины, а затем отводятся через откосы и боковые водоотводные каналы или кюветы.
  2. Схема, при которой ливневые и талые стоки стекают по проезжей части автодорог, а затем отводятся через прикромочные водосборные лотки, потом — через открытые откосные лотки. Поверхностные сточные воды автомобильных дорог отводят по укрепленной водоотводной канаве на очистные сооружения или сбрасываются на рельеф местности.
  3. Схема, при которой дождевые стоки с поверхности автодорог самотеком поступают к бордюрам, расположенным по обеим сторонам дороги. Далее стоки собираются в открытые откосные лотки, затем поступают в укрепленные водоотводные русла, откуда сбрасываются в систему закрытой канализации или на прилегающую территорию.
  4. Схема, используемая в условиях города: поверхностные стоки поступают в дождеприемные колодцы и сбрасываются в городскую ливневую канализацию. Дождеприемные колодцы при этом располагаются под тротуарами, вдоль бордюрного камня, в переломных точках поверхности дороги в углублениях продольного профиля.

Важный момент при проектировании системы водоотвода дороги — укрепление отвесных лотков и кюветов от размывания ливневыми водами.

Локальные очистные сооружения и гидроботанические площадки

Все многообразие существующих методов отвода и очистки сточных вод, применимых для поверхностного стока автодорог, можно разделить на две большие группы.

  • Локальные очистные сооружения (ЛОС) в которых очистка сточной воды с автомагистралей проходит в результате физических, химических и физико-химических процессов. Преимущество этого типа очистки — возможность доведения состава воды до очень строгих показателей качества. Недостатки способа — высокие производственные и эксплуатационные затраты (реагенты, электроэнергия, замена фильтров, обслуживание установок). Примерная стоимость одной установки ЛОС — 1-5 млн руб.
  • Гидроботанические площадки (ГБП), принцип действия которых основан на естественных процессах самоочищения биоценозов. Естественные биохимические процессы в почве и водоемах связаны с эффектами усвоения, задержания и разложения многих загрязняющих веществ в результате жизнедеятельности некоторых микроорганизмов.

Общий состав работ

Геодезические исследования трасс подразумевают сбор и анализ существующих топографо-геодезических материалов, а также осуществление двух основных видов работ – топографической съемки, составления планов и цифровых моделей местности.

Инженерные геологические изыскания дорог включают:

сбор, обобщение информации о природных условиях местности с учетом архивных данных и результатов предыдущих изысканий;

проведение геологической съемки и горно-буровых работ;

отбор образцов грунта с целью анализа состава, структуры, физико-механических свойств;

изучение поверхностных, подземных вод.

Гидрометеорологические изыскания проводятся с целью защиты дорожного полотна от влияния рек, поверхностных и подземных вод, а также снежных заносов. В ходе проведения работ исследуется гидрологический режим водных объектов, а также особенности климата. Обследуются балки, болота, овраги, створы рек. Оценивается вероятность неблагоприятных явлений.

В комплекс изысканий также могут входить геофизические, стационарные виды исследований, пр.

Проведение исследований на линейном объекте имеет особенности, о которых поговорим ниже.

Особенности конструкции ливневки на автодороге

Основным разрушающим фактором считается грунтовая влага, которая накапливается в верхних слоях грунта. При понижении температуры она застывает и начинает расширяться, разрывая полотно дорожного покрытия. В нем появляются мелкие трещины, по которым в грунт просачиваются дополнительные объемы воды. Это ускоряет и делает более интенсивными разрушительные процессы.

Читать еще:  Как поставить пвх откосы

Наличие свободной воды на покрытии способствует появлению эффекта аквапланирования. Это делает езду неуправляемой, увеличивает количество ДТП. Этот эффект часто проявляется на междугородних трассах, а в городских условиях он опасен вдвойне. Возникает серьезная угроза жизни и здоровью пешеходов, автомобильной техники. Все элементы ливневой канализации на автомобильных дорогах размещаются в массиве насыпи (под полотном), или по обочинам дороги (прикромочные лотки, желоба).

Для максимального стока воды дорожное полотно делается с одно- или двусторонним уклоном в сторону обочины. Односторонний уклон используется на сравнительно узких дорогах с односторонним движением. Автострады с многополосным движением в обе стороны оборудуют двусторонним уклоном. Дождевая вода стекает в прикромочные лотки, откуда направляется к точкам сброса.

Для самых широких полотен делают дополнительный уклон к центру, где обустраивают приемный лоток с решеткой. Он соединяется поперечными подземными трубами с прикромочными желобами.

Как происходит сбор сточной воды

Принцип сбора воды с дорожного полотна одинаков на всех схемах водоотведения. Отличаются конструкционные элементы сети:

  • тип водоотведения (лотки или подземные трубопроводы);
  • основание под ливневую канализацию (уплотненный грунт, бетонная подложка, штучные детали);
  • количество приемных полос (с одной или с обеих сторон, с дополнительной полосой в центре).

Выбор оптимального вида происходит на стадии проектирования дороги. Критерии, определяющие тип приемных деталей:

  • климатические условия в регионе. Учитывается среднегодовое количество осадков, частота и степень интенсивности;
  • максимальное (пиковое) количество стоков. Отслеживаются данные многолетних наблюдений, которые закладываются в расчет как максимальный объем. К нему делается запас на случай превышения расчетного количества стоков;
  • длительность теплого времени года, количество снега, объемы талых вод;
  • возможность паводков или подтоплений.

Последний пункт представляет наибольшую опасность для ливневой канализации. Если весенние разливы воды для данной местности считаются нормой, подземные трубопроводы строить нельзя. Они будут полностью забиты первым же паводком, потребуется трудоемкая прочистка или полная реконструкция системы водоотведения.

Устройство отводящих лотков

Одним из наиболее ответственных участков считаются кюветы и водоотводные канавы, расположенные по сторонам дорожного полотна. Они принимают поток сточных вод вместе с мелким мусором, пылью и другими частицами. Это важные элементы ливневой канализации, чертежи которых делают во время проектных работ. В зависимости от погодных условий региона выбирают способ усиления откосов и лотков:

  • использование сборных бетонных сегментов;
  • сборные бетонные плиты;
  • отсыпка щебнем и засевание многолетних трав.

В процессе изготовления проекта делается чертеж системы, на котором отображают профиль полотна и тип приемного лотка. В большинстве случаев используются проверенные и отработанные схемы. Стандартные чертежи ливневой канализации на дороге используются для строительства магистралей в условиях изменчивого климата, с чередованием теплых и холодных сезонов. Однако, для местностей со специфическими условиями требуется особая ливневая канализация на дорогах, схема которой обеспечит стабильную работу.

Хорошим материалом для укрепления лотков является песчаный асфальтобетон. Он отличается от сборных асфальтовых блоков устойчивостью к воздействию воды. Кюветы, укрепленные этим способом, сохраняют рабочие качества даже в условиях сильного подтопления. После оттока воды материал остается целым, на нем не возникают трещины или другие дефекты. Такое основание считается прочным и надежным, но его стоимость ограничивает применение в широких масштабах. Высокая цена материала позволяет укреплять лишь наиболее ответственные участки автострад, скоростных магистралей или участков городских дорог.

Читать еще:  Коэффициент уплотнения при устройстве откосов

Необходимость экспертизы при создании примыкания автомобильной дороги

Заказчик, которому требуется проектирование пересечений и примыканий автомобильных дорог к придорожному объекту (чаще всего это автозаправки, кафе или хостелы, станции техобслуживания, магазины, в редких случаях могут быть аэродромы или площадки для воздушного транспорта), имеет цель не просто построить сервисное здание, но и обеспечить ему условия для функционирования и удобный проезд.

Подключить дорожный съезд к официальному использованию можно только при условии, что имеется разрешение на его возведение. Процедура оформления занимает некоторое время, поскольку требуется создание проекта, проведение экспертизы пакета документов. В зависимости от источника финансирования тип проверки будет отличаться. При использовании средств бюджета понадобится государственная экспертиза проектной документации и процесса возведения объекта. Если средства из частного источника — достаточно негосударственной проверки. В итоге будет принято заключение:

  1. Вынесение положительного решения экспертизой в отношении проектной документации.
  2. Согласование проекта межевания и планировки земельного участка, взятого под строительство объекта.
  3. Установление отношений по территории (временная аренда или полное владение).

Перечисленные результаты относятся только к объектам линейных коммуникаций (линии железной дороги, мосты, электропровод и т.п.).

В некоторых случаях экспертиза не является обязательной, если будущее примыкание планируется строить в границах установленной полосы отвода. Тогда подается обращение к владельцу главной дороги, чтобы утвердить проект съезда. В основном заявка идет в РосАвтоДор. Далее запрашиваемое разрешение получит необходимые технические условия, после которых можно начинать строительство. Не забываем про переходно-скоростные полосы.

Прохождение экспертизы и утверждение проектной документации являются обязательным условием, если строительство съезда будет выходить за отведенные границы отвода. Процедура должна быть выполнена, поскольку владелец главной дороги в таком случае не является ответственным за проведение работ лицом. Его внимание распространяется только до конца территории полосы отвода. Не забываем о постановке участка на кадастровый учет. Застройщик создает проект планировки территории, проект межевания и затем разрабатывает градостроительный план. Необходимо изучить весь периметр участка, чтобы со всей документацией обращаться на экспертизу.

Отсыпка щебнем для восстановления дорог

Отсыпать дорогу щебнем можно при ее восстановлении. Если проводится капитальный ремонт дорожного полотна, то слои полностью меняются. Какой щебень лучше для отсыпки дороги – для первого пласта используется крупный материал (40-70 мм). Затем применяется щебень размером 20-40 мм. Мелкозернистый слой (5-20 мм) насыпается сверху дорожного покрытия.

Качество покрытия во многом зависит от правильного уплотнения щебеночных слоев. Каждая насыпь разравнивается, затем уплотняется с помощью спецтехники – ручные трамбовки, трамбующие плиты, решетчатые или кулачковые катки. На завершающей стадии применяются укатывание поверхности машинами на пневмошинах весом до 25 т.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector