Magik-stroy.ru

Меджик Строй
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Линия пересечения основной площадки насыпи с откосом

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПУТИ

Трасса, план и продольный профиль пути

Трасса железнодорожной линии характеризует положение в пространстве продольной оси пути на уровне бровок земляного полотна. Проекция трассы на горизонтальную плоскость называется планом, а развертка трассы на вертикальную плоскость — продольным профилем линии.
Полоса земли вдоль трассы, отведенная для размещения железнодорожного пути и других устройств железной дороги, а также железнодорожных поселков и лесонасаждений, носит название полосы отвода.
Процесс прокладки трассы в ходе проектирования называется трассированием линии. Идеальной была бы трасса, представляющая собой прямую в плане и пологий спуск в грузовом направлении — в профиле. Однако это не всегда возможно из-за необходимости подхода к населенным пунктам, обхода естественных препятствий (горы, озера, болота и т.п.), наличия неровностей земной поверхности и стремления удешевить строительство линии. Поэтому план железнодорожной линии проектируют в виде сочетания прямолинейных участков и кривых, а продольный профиль — в виде горизонтальных участков, называемых площадками, и наклонных, именуемых уклонами.

Кривые малого радиуса вызывают необходимость снижения скорости движения и удлинения линии, повышают сопротивление движению, боковой износ рельсов и колес подвижного состава, ухудшают видимость. Плохая видимость в кривых малого радиуса затрудняет ведение поездов машинистами локомотивов, требует привлечения дополнительного числа сигналистов для обеспечения безопасности при выполнении работ по содержанию и ремонту пути и контактной сети. Поэтому при проектировании новых железных дорог в зависимости от категории линии и местных условий выбирают радиусы кривых, в зависимости от категории железнодорожных линий.
Продольный профиль линии характеризуется крутизной уклонов его элементов и их длиной. Крутизна i , измеряемая в тысячных долях, представляет собой частное от деления разности h отметок конечных точек элемента профиля на его длину l, т. е. равна тангенсу угла наклона а элемента профиля к горизонту.

От крутизны уклона зависит масса поезда, поэтому при проектировании железных дорог стремятся обеспечить возможно меньшее ее значение.
Одним из основных параметров железнодорожной линии является ее руководящий уклон, представляющий собой наибольший затяжной подъем, по величине которого устанавливают норму массы поезда при одиночной тяге и минимальной расчетной скорости движения. В сложных топографических условиях, когда на протяжении не менее перегона уклон местности значительно превышает руководящий, применяют так называемый уклон кратной тяги, который поезд расчетной массы проходит с несколькими локомотивами.

Значение пути в работе железных дорог, его основные элементы

Железнодорожный путь — это комплекс инженерных сооружений, предназначенный для пропуска по нему поездов с установленной скоростью. От состояния пути зависят непрерывность и безопасность движения поездов, а также эффективность использования технических средств железных дорог.
К путевому хозяйству железнодорожного транспорта относятся собственно путь со всеми его сооружениями и устройствами, а также комплекс производственных подразделений и хозяйственных предприятий, предназначенных для обеспечения бесперебойной работы железнодорожного пути и проведения его планово-предупредительного ремонта. Структурными подразделениями путевого хозяйства являются дистанции пути, дистанции лесозащитных насаждений и путевые машинные станции.
Путевое хозяйство — одна из наиболее важных отраслей железнодорожного транспорта, от которой в значительной мере зависит выполнение перевозочного процесса. Удельный вес путевого хозяйства в системе железнодорожного транспорта весьма значителен: на его долю приходится более 50 % всех основных средств железных дорог и свыше 20 % общей численности работников.
Железнодорожный путь состоит из нижнего и верхнего строений. Нижнее строение пути включает в себя земляное полотно (насыпи, выемки, полунасыпи, полувыемки, полунасыпи-полувыемки) и искусственные сооружения (мосты, тоннели, трубы, подпорные стены и др.). К верхнему строению пути относятся балластный слой, шпалы, мостовые и переводные брусья, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны, стрелочные переводы, глухие пересечения.
Железнодорожный путь функционирует при различных погодных условиях, воспринимая большие нагрузки от проходящих поездов. При этом согласно ПТЭ все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение пассажирских и грузовых поездов со скоростями, установленными на данном участке.
Для выполнения указанных требований постоянно проводятся работы по усилению несущей способности и надежности всех элементов пути: широко применяются термически упрочненные рельсы тяжелых типов, новые конструкции рельсовых скреплений, бесстыковой путь, железобетонные шпалы, новые конструкции стрелочных переводов и др.

Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства

Земляное полотно представляет собой комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки поверхности земли и предназначенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосферных и грунтовых вод. Непосредственно на поверхность земли путь не укладывают из-за наличия неровностей.
Земляное полотно должно быть прочным, устойчивым и долговечным, требующим минимальных расходов на его устройство, содержание и ремонт и обеспечивающим возможность механизации работ. Выполнение указанных требований достигается правильным выбором грунтов для насыпей и их тщательным уплотнением, приданием земляному полотну очертаний, способствующих надежному отводу воды, укреплением откосов насыпей и выемок.
Разрез, перпендикулярный продольной оси пути, называется поперечным профилем земляного полотна. В зависимости от формы поперечного профиля земляное полотно может представлять собой насыпь, выемку, полунасыпь, полувыемку или полунасыпь-полувыемку.
Типовой нормальный профиль насыпи приведен на рис. 8. Верхняя часть, на которую укладывают балласт, шпалы и рельсы, на­зывается основной площадкой. На однопутных линиях основная пло­щадка имеет форму трапеции с шириной верхней части 2,3 м и высотой 0,15 м, а на двухпутных — форму равнобедренного треугольника высотой 0,2 м. Такое очертание основной площадки спо­собствует стоку воды, проникающей через балластный слой во время дождя и таяния снега.

Читать еще:  Снип земляные работы котлован откосы

На двух- и многопутных линиях ширина основной площадки увеличивается на расстояние между осями крайних путей (на двух­путных линиях — на 4,1 м, а на трехпутных — на 9,1 м).
Полоса земли, на которую опирается насыпь, является ее основанием. Линия пересечения основной площадки с откосом называется бровкой земляного полотна, а откоса с основанием — подошвой откоса. Высотой насыпи считается расстояние от уровня бровок до ее основания по оси.
Отвод поверхностных вод от насыпей, сооружаемых из привозного грунта, осуществляется с помощью продольных водоотводных канав шириной (по дну) и глубиной не менее 0,6 м, которые при поперечном уклоне местности до 0,04 сооружаются с обеих сторон, а при большем уклоне — только с нагорной стороны.
Если насыпь возводится из местного грунта, находящегося рядом с ней, то для отвода воды от полотна используются образующиеся при этом спланированные углубления, называемые резервами. Дну резервов и водоотводных канав придают продольный уклон не менее 0,002.
Полоса земли от подошвы откоса до водоотводной канавы или резерва называется бермой. Со стороны будущего второго пути на однопутных линиях ширина бермы составляет не менее 7,1 м, а с противоположной стороны — не менее 3 м. Для обеспечения отвода воды от насыпи берма имеет уклон 0,02 . 0,04.
Типовой поперечный профиль выемки приведен на рис.9. Основная площадка выемки имеет такие же размеры, как у насыпи. С каждой стороны основной площадки земляного полотна в выемках создают продольные канавы для отвода воды, называемые кюветами. Они характеризуются следующими минимальными значениями параметров: глубина 0,6 м, ширина (по дну) 0,4 м и про­дольный уклон дна 0,002.
Удаленный при сооружении выемки грунт, не используемый для создания насыпи в другом месте, укладывают за откосом выемки с нагорной стороны в правильные призмы, называемые кавальерами. Для перехвата и отвода притекающих к выемке поверхностных вод за кавальерами сооружают нагорные канавы, а на полосе между кавальером и бровкой откоса выемки отсыпают банкет с поперечным уклоном в сторону от откоса для отвода воды в забанкетную канаву.

В неустойчивых грунтах, а также в стесненных условиях вместо водоотводных канав и кюветов устраивают лотки, которые могут быть железобетонными, бетонными, каменными или деревянными, а по форме — трапецеидальными, прямоугольными, полукруглыми и треугольными.

Искусственные сооружения, их виды и назначение

Искусственные сооружения обеспечивают возможность пересечения железной дорогой водных преград, других железнодорожных линий, автодорог, глубоких ущелий, горных хребтов, застроенных городских территорий, а также безопасный переход людей через пути и устойчивость земляного полотна в сложных геологических и гидрологических условиях.
К искусственным сооружениям относятся мосты, трубы, тоннели, подпорные стены, регуляционные сооружения, галереи, селе-спуски и др. При пересечении железной дорогой рек, каналов, ручьев и оврагов создают мосты или трубы.
Мост состоит из пролетных строений, являющихся основанием для пути, и опор, поддерживающих пролетные строения и передающих давление на грунт.

Береговые опоры моста называют устоями, а промежуточные — быками. Мост разделяется опорами на пролеты. Пролетное строение включает в себя главные фермы, соединяющие их конструкции, проезжую часть и мостовое полотно. В фермах различают верхний и нижний пояса, к одному из которых прикрепляют поперечные балки, а к ним — продольные балки, образующие проезжую часть.
Если проезжая часть располагается на уровне верхнего пояса, мост называют с ездой поверху, если на уровне нижнего — с ездой понизу; кроме того, может быть конструкция моста с ездой посередине. Разновидностями мостов являются путепроводы, виадуки и эстакады.
Путепроводы строят в местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линий. Они обеспечивают независимый и безопасный пропуск транспорта благодаря пересечению дорог на разных уровнях.

Читать еще:  Что такое герметичность откосов

Виадуки сооружают вместо обычной высокой насыпи при пересечении железной дорогой глубоких долин, оврагов и ущелий.
Эстакады создают вместо больших насыпей в городах, где они меньше стесняют улицы и обеспечивают проезд и проход под ними, а также возводят на подходах к большим мостам через реки с широкими поймами при разливе воды.
Трубы применяют при пересечении железной дорогой небольших водотоков или суходолов. По виду материала различают каменные, металлические, бетонные и железобетонные трубы.

При пересечении горных хребтов вместо глубоких выемок сооружают тоннели. Их создают и для безопасного перехода людей через железнодорожные пути на станциях и остановочных пунктах пригородных поездов.

Тоннель представляет собой искусственное сооружение для прокладки пути под землей. Транспортные тоннели по их месторасположению разделяют на горные, подводные и городские. Пространство, образовавшееся после удаления породы при сооружении тоннеля, называется тоннельной выработкой, а конструкция, служащая для ее закрепления, — обделкой. В слабых грунтах во избежание обвала в тоннелях несущую обделку обычно выполняют из железобетона или бетона, а в тяжелых гидрогеологических условияхиз металла.
Для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна на крутых косогорах, берегах рек и морей служат подпорные стены, а при подходах к большим мостам для защиты их опор от подмыва при паводках и повреждения льдом — регуляционные сооружения, состоящие из водонаправляющих грушевидных и шпоровидных дамб и траверс, откосы которых со стороны реки укрепляют каменным мощением или бетонными плитами.
В горах, в местах возможных обвалов, сооружают специальные галереи, а в местах возможного схода грязекаменных (селевых) потоков — селеспуски.
Наиболее распространенными видами искусственных сооружений являются мосты и трубы (более 92 %). Протяженность искусственных сооружений составляет в среднем менее 1,5 % общей длины пути, однако их доля в стоимости железной дороги равна почти 10 %, поэтому их проектируют в расчете на длительный срок службы. Необходимо, чтобы они были простыми и дешевыми в эксплуатации и вместе с тем обеспечивали безопасное и бесперебойное движение поездов с наибольшей скоростью, установлен­ной для данного участка.

Элементы профиля автодороги

Построение продольного профиля трассы нивелирования следует выполнять на миллиметровой бумаге в двух масштабах: 1:2000 или 1:5000 (горизонтальный) и 1:200 или 1:500 (вертикальный). На листе вычерчивается сетка. Она содержит графы с фактическими отметками, что были получены в результате проведенных на натуре измерений. Также в сетке располагаются графы, отведенные под проектные данные.

Первой на листе строится условная линия горизонта. Ниже чертятся графы «Уклоны» и «Проектные отметки» — в них будут записаны результаты проектных расчетов.

В сетку также входят такие графы:

  1. Фактические отметки – строка с результатами полевых изысканий.
  2. Расстояния – здесь откладываются отрезки по сто метров между пикетами (в горизонтальном масштабе).
  3. Пикеты – строчка с их названиями и номерами (ПК0, ПК1, ПК2 и так далее).
  4. План прямых и кривых – строка содержит измеренные величины всех характерных точек поворотов согласно пикетажному журналу.
  5. План трассы – графа, где с помощью условных обозначений изображаются расположенные рядом сооружения, коммуникации и прочие объекты, там же стрелками отмечаются углы поворотов.
  6. Грунты – строка с описанием грунтового покрова.

Важно! При работе над проектированием трассы стараются проложить ее наиболее короткий вариант между двумя заданными точками, используя как можно меньше поворотов и не превышая предельных значений уклонов, указанных в соответствующих инструкциях.

Оптимальное трассирование

Вернемся к определению трассировки и разберемся, как выбирают оптимальное направление трассы и профиль.

К выбору подходят, учитывая два показателя – технический и экономический. Разумеется, наиболее дешевым для строительства является проектирование сооружения по прямой линии. К сожалению, полностью реализовать такой подход невозможно с технической точки зрения. От наиболее короткого направления приходится отклоняться, учитывать водные препятствия, рельеф местности:

  • уклоны,
  • повороты,
  • овраги,
  • горы,
  • реки,
  • другие водные источники,
  • инженерные сооружения.

Геологические и экологические особенности района имеют существенное значение для определения направления.

В населенных пунктах приходится привязывать трассу к существующей застройке.

Технология строительства отдельных искусственных сооружений на дорогах

Чаще всего устанавливают небольшие мосты, трубы разного диаметры и формы в качестве искусственных конструкций на автодорогах. На сегодняшний момент строительство и монтаж сооружений проводится быстро, поскольку их составляющие изготавливают по стандартной заводской технологии. От специалистов требуется лишь провести монтаж непосредственно на месте строительства.

Читать еще:  Как правильно копать котлован с откосами

Чтобы определить расположение трубы согласно проекту, необходимо провести разбивку осей дороги. Далее, используя стальную ленту, вычисляют ближайшую точку разметки по расстоянию до продольной оси. Как только место определено, в него вбивают гвоздь, чтобы точно закрепить центральное положение на оси. На расстояние от 3 метров и более до вырытого котлована устанавливают два столбика, которые фиксируют продольную ось. Далее на их основе размещают колья согласно формам котлована.

Процесс подготовки состоит из нескольких важных этапов. Необходимо также провести изменения в положении инженерных коммуникаций, эффективно обустроить стройплощадку, доставить необходимое оборудование, сборные конструкции и материалы, отвести водный поток.

Потребуются специальные экскаваторы с небольшими ковшами для рытья котлована. Используют механические трамбовки при оформлении дна сооружения. Основание также должно соответствовать параметрам (уровню подъема и наклона), определенным в проекте.

Монтаж труб необходимо начинать со входного скважинного оголовка при помощи кранов. После завершения установки швы между элементами тщательно заделывают пакольными жгутами. Как только гидроизоляция выполнена полностью, готовую трубу размещают и засыпают. Здесь также имеется особая технология, которую необходимо соблюдать.

Строительство небольших сооружений требует другого оборудования. Так применяют экскаваторы, но с ковшами разного объема. Обычно в качестве опорных конструкций выбирают сваи.

Технология сооружения состоит из различных стадий, которые должны быть выполнены в определенной последовательности. Все начинается с разбивки осей и свай. Роют котлован для размещения фундаментальных опор. Далее проводят монтаж и установку свайных рядов, оборудуют гидроизоляцию и формируют дорожную часть.

Важным и трудоемким процессом является установка свай. Основной проблемой является точность их забивки. После монтажа на свайных опорах закрепляют настил для инвентаря в виде брусьев с перекинутыми через них болтами.

Рационально выбирать верховой тип сборки пролетов при возведении моста через водоток. Такой способ удобен и экономически выгоден. Особенностью здесь является строительство насыпей, а потом монтаж балок. Также понадобится проведение мероприятий, связанных с увеличением устойчивости и надежности конструкции — омоноличивание, утрамбовка основания, размещение предохранительной плиты. Недостатком является ограниченность движения стреловых кранов. Оборудование выбирают с учетом особенностей территории, климатических условий, сроков строительства, технологических параметров.

Кран стрелового типа используют при проведении работ с землей. Размещают балочные сооружения весом до 30 тонн длиной не более 20 метров. Эту балку с помощью траверсы страхуют от незапланированных движений. Далее крановая стрела располагает балку в нужном положении, чтобы полиспастом установить конструкцию на опорах.

В завершении статьи поговорим о нормах техники безопасности, которые нужно учитывать, осуществляя строительство искусственных сооружений на автомобильных дорогах. Все монтажные работы, а также выгрузка стройматериалов должны проходить под строим контролем ответственного специалиста. Это же положение следует соблюдать и при проведении строительства рядом с водоемами. Всех работников следует обеспечить спасательным оборудованием (лодки, багры, спаса тельные круги и др). Разгрузка и складирование таких конструкций как ЖД звенья и оголовки осуществляется в том порядке, в каком будет выполняться их монтаж. Чтобы звенья не связывались между собой, следует использовать клинья из дерева или металла.

Установка рельсового путевого тупика

Монтаж осуществляется на расстоянии 4,5-7,6 м от конца колеи – чтобы обеспечить вагону или крану достаточно пространства в том случае, если он наедет на преграду в результате внезапного толчка.

Перед выполнением работ все заготовки, детали, материалы проверяются на соответствие, как конкретным стандартам и техническим условиям, так и общему внешнему виду.

После чего выполняются следующие действия:

Благодаря нанесенной маркировке «под зебру» тупик визуально заметен издалека, даже в условиях частично ограниченной видимости, например, в утреннем тумане.

После установки в обязательном порядке проводят испытания, в ходе которых проверяется общее состояние конструкции, измеряется сила затяжки болтовых соединений, устанавливается практическая величина деформации.

Мы постарались максимально подробно рассмотреть вопрос полезных преград. Теперь вы знаете, какими они бывают, из чего состоят, как устанавливаются, и даже как выглядит знак тупикового упора Ж Д пути, а значит можете перейти к их выбору и покупке. Заказать их по ценам производителя вы можете в компании «ПромПутьСнабжение» – обращайтесь, гарантируем качество.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector